Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.12.2024, 05:52

Персональный сайт учителя технологии Сандаковой Наталии Петровны

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


«СЕМЬЯ - КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА   ДЛЯ РЕБЕНКА  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«СЕМЬЯ - КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА   ДЛЯ РЕБЕНКА

 С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

        Ребенку для полноценного и гармони­ческого развития личности необхо­димо расти в семейном окружении, в ат­мосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с огра­ниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в особой под­держке и помощи близких ему людей.

       Создание и поддержание в семье здо­рового психологического климата слу­жит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

        Хочется выделить наиболее успешные условия. Во многом результат зависит от отношения родите­лей к самому факту рождения больного ребенка, выбора стиля и тактики его вос­питания, понимания особенностей забо­левания на всех этапах развития ребен­ка и сохранения уважительных отноше­ний между всеми членами семьи. Развитие эмоциональных реакций у родителей, узнавших о том, что их ребе­нок не такой, как другие, проходит сле­дующие этапы.

1.          Отрицание (сомнение в компетент­ности специалиста, поиск другого «более компетентного).

2.    Гнев — одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций (ощу­щение беспомощности, разочарования, безысходности).

3.          Чувство вины — страдание, пере­живание по поводу «своих ошибок».

4.          Эмоциональная адаптация родите­лей — выработка позитивных установок по отношению к самим себе и ребенку, формирование навыков обеспечения бу­дущего своего ребенка.

       Психологи, работающие с семьей «особого» ребенка, знают, что инвалид­ность сына или дочери воспринимается родителями как личная трагедия. Семья живет в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмо­ционального напряжения и волнующих вопросов. Понимание того, что процесс лечения и специального обуче­ния будет длительным, приходит не сра­зу. Осознание этого факта — сильнейший стресс для родителей и других членов се­мьи, который нередко проявляется в изо­ляции семьи от общества. Зачастую семья оказывается в своеобразном замкнутом мире со специфической деформирован­ной системой отношений между родст­венниками. Нередко больной ребенок становится причиной семейных кон­фликтов и разводов родителей.

      Преодолевая хронический стресс, связанный с воспитанием ребенка с ог­раниченными возможностями, семья использует различные стратегии — внут­ренние и внешние. Говоря о внутренних стратегиях психологи  выделяют пассив­ную и активную позиции.

Пассивная позиция. Такая стратегия является «страусиной» и заключается в избегании поиска решения проблемы. Она основана на надежде, что все ула­дится само собой. Что бы ни случи­лось — все воспринимается как должное.

Активная позиция. Такая стратегия за­ключается в способности идентифици­ровать те условия, которые можно изме­нить, и активной деятельности по их из­менению, а также в способности иденти­фицировать условия, которые на данный момент изменить невозможно, и при­нять их как данность.

      Необходимо обратить внимание на адаптивность (гибкость) родителей, способность изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи испытывают трудности, приспосаблива­ясь к новой ситуации, связанной с необ­ходимостью заботиться о ребенке со зна­чительными нарушениями развития. На­пример, жесткая роль отца-кормильца не позволит ему разделить с женой тяжесть домашних хлопот, занятий с ребенком. В этом случае мать, заботясь о ребенке, бу­дет вынуждена посвящать ему все силы, оставляя без внимания других членов се­мьи. Такая семья окажется подверженной дисфункциональным состояниям.

       Хаотическая семья, живущая без осо­бых правил и принципов, часто меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от состояния эмоциональной близости и сплоченности к враждебнос­ти и разобщенности.

       Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители. К сожалению, родители не всегда находят правильный стиль взаимодействия со своим ребенком.

      Так, в семьях с детьми, страдающими ДЦП, преобладающим типом воспита­ния является гиперопека — чрезмерное внимание родителей, стремление преду­предить желания больного ребенка. На­личие заболевания оправдывает и усили­вает заботу родителей, особенно матерей. Однако неуверенность и обеспоко­енность матери провоцирует у ребенка страх, который подчеркивает и усугубля­ет его состояние. Складывается «невро­тическая» структура семьи.

            Кроме симбиотического единства, при анализе детско-родительских отно­шений можно выделить и эмоциональ­ную изоляцию, которая проявляется в виде явного или скрытого отвержения больного ребенка в семье. В случае от­крытого эмоционального отвержения родители понимают свое негативное от­ношение к ребенку и пытаются компен­сировать его подчеркнутой заботой. От­сутствие тесного эмоционального кон­такта с ребенком иногда сопровождает­ся повышенными требованиями родите­лей к персоналу. Нередко эмоциональ­ное отвержение проявляется в том, что родители стесняются кому-либо пред­ставлять своего ребенка. Некоторые вос­принимают дефект ребенка как свиде­тельство собственной неполноценности. В таком случае ребенок оказывается в ситуации усугубленной психологической депривации, которая замедляет его разви­тие, приводит к эмоциональной и лично­стной задержке, формированию пассив­ной жизненной позиции. Пропадает свойственная детскому возрасту непо­средственность, эмоциональная яркость, живость. Вместо этого появляется взрос­лая рассудительность с оглядкой на чужое мнение, робость, страх перед общением с людьми, установлением дружеских кон­тактов, неуверенность, пассивность.

          В семьях, где кроме ребенка с ограни­ченными возможностями есть и другие, обычные дети, у родителей возникают осо­бые трудности. Им приходится использо­вать различные стратегии воспитания и поведения по отношению к здоровым и больным детям. Из опыта известно, что отношение обычного ребенка к своему брату или сестре, имеющим нарушения развития, в огромной степени зависит от установки родителей. Если их поведение разумно и ясно, то именно в здоровых де­тях они найдут старательных помощников.

      Если ребенок с ограниченными воз­можностями единственный в семье, то и в этом случае возникают сложности.

      Можно выделить два основных типа отношений родителей к ребенку с нару­шениями развития: максимальная само­отдача и отстраненность.

      Отдельные родители недостаточно хорошо информированы о заболевании ребенка, его возможных причинах, последствиях и потенциаль­ных возможностях как ребенка, так и их самих.

      Семье необходима комплексная по­мощь, которая должна осуществляться в нескольких направлениях:

—  создание родительских клубов;

—  информационное обеспечение;

—  помощь в поиске духовной под­держки;

—  помощь в поиске адекватных спо­собов преодоления трудностей, своих скрытых ресурсов;

—  дифференцированная психолого-педагогическая поддержка (наиболее ак­туальным в такой поддержке является следующее — научить родителей воспри­нимать собственного ребенка с ограни­ченными возможностями как человека со скрытыми возможностями).

           Прогнозировать наиболее оптималь­ную и эффективную жизненную пози­цию ребенка с ограниченными возмож­ностями здоровья можно в том случае, когда в семье существует единая система ценностей, общие цели, желание макси­мально проявить и реализовать собст­венные возможности, помочь в этом сво­им близким, когда члены семьи уважи­тельно относятся друг к другу. Именно в этом случае семья будет необходимой развивающей средой для ребенка с огра­ниченными возможностями здоровья.

Категория: Мои статьи | Добавил: nataly64 (10.10.2021)
Просмотров: 100 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024
uCoz